Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Актуальность проблематики и социально-политическая значимость физкультурно-оздоровительной работы с населением


Согласно формуле здоровья [Ю.П. Лисицын][1], принятой Всемирной организацией здравоохранения, сохранение и развитие биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни [В.П. Казначеев][2] определяется наряду с факторами медицинской помощи (10%), наследственности (15%), экологии (20%), прежде всего, детерминантами образа жизни (55%), к числу которых относятся занятия физической культурой и спортом, обладающие огромным профилактическим потенциалом.

Научные данные, положенные в основу национальной стратегии Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, убедительно свидетельствуют о том, что регулярная физическая активность способствует творческому долголетию и трудоспособности, предотвращает преждевременное старение. Также высока роль физической культуры и спорта в профилактике курения, алкоголизма, наркомании и преступности, особенно среди подрастающего поколения.[3]

Повышенное внимание к сфере физической культуры и спорта как к универсальному средству здоровьесбережения и решения многих проблем общества стало одной из доминант социальной политики России в последние годы, что нашло отражение в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, решениях Государственного совета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Стратегии развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года и других правовых и нормативных документах.

По экспертным оценкам разработчиков указанной Стратегии, увеличение численности систематически занимающихся физической культурой и спортом детей, подростков и молодежи на 1 миллион человек в масштабе страны снизит на 15–20 % общую заболеваемость данной группы. Применение физкультурно-оздоровительных технологий для физической реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов позволяет рассчитывать на 40% повышение количества детей, возвращающихся к полноценной жизни.[4]
По данным Министерства здравоохранения и социального развития России в настоящее время среди населения страны зарегистрировано около 220 миллионов различных заболеваний, основные из которых: болезни органов дыхания (23,6%), болезни системы кровообращения (13,6%), органов пищеварения (7,3%) и новообразования (2,4%). Лидирующие факторы риска смертности и заболеваемости – высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение и алкоголь.[5] Учитывая, что первопричиной возникновения данных расстройств является преимущественно нездоровый образ жизни, усиление физкультурно-спортивной активности населения выступает ключевым элементом национальной программы профилактики, что также корреспондируется с всемирной стратегией в области здравоохранения «Здоровье для всех в XXI веке».
Вместе с тем, перспективное развитие физической культуры и спорта требует комплексного решения целого ряда противоречий между социальной необходимостью укрепления здоровья населения на основе массового привлечения к занятиям физической культурой и спортом и, с другой стороны, несовершенством деятельности физкультурно-спортивных организаций, низкими доступностью и качеством оказываемых ими социальных услуг, недостатком материально-спортивной базы, слабыми кадровыми ресурсами, низкой инновационной готовностью отрасли и другими условиями.
 
Региональная система физкультурно-оздоровительной работы с населением: правовые, экономические и административные основы

С учетом государственных приоритетов, обозначенных в Стратегии развития России до 2020 года, в Тюменской области разработаны и реализуются «Основные направления деятельности Правительства Тюменской области» на долгосрочный период. Этот документ определяет единый механизм деятельности органов исполнительной власти, основанный на применении программно-целевого метода управления развитием региона, и обеспечивает комплексное решение проблем, позволяя концентрировать бюджетные и административные ресурсы на точках роста, приоритетных направлениях. Стратегическими целями Правительства Тюменской области по улучшению качества жизни населения в регионе являются повышение уровня здоровья и продолжительности жизни, создание здоровьесберегающей среды, обеспечение потребностей в качественном образовании. Необходимым условием их достижения является повышение роли физической культуры и спорта, обеспечивающей укрепление здоровья, полноценное воспитание и развитие личности – это определяет конкурентоспособность человека, создает благоприятные стартовые условия для развития человеческого капитала.

Реализация программных мер в сфере физической культуры и спорта ориентирована на развитие массового спорта и общественного физкультурно-оздоровительного движения, подготовку спортивного резерва и развитие спорта высших достижений; создание системы информационной, аналитической, научной и методической поддержки, обеспечение технических, организационных и кадровых условий в сфере физической культуры и спорта. Специфика физкультурно-спортивной деятельности в регионе определяется тесной связью с направлениями реализации молодежной политики, профилактики наркомании, преступности и других асоциальных явлений.

Организационное и методическое обеспечение реализации программных задач осуществляется автономными учреждениями сферы физической культуры и спорта на основе выполнения государственных заданий. На территории Тюменской области действуют 9 учреждений спортивной направленности областного статуса: «Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий»; «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»; «Центр спорта и отдыха «Воронинские горки»; «Спортивный комплекс «Центральный»; «Центр олимпийской подготовки «Тюмень-Дзюдо»; «Областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири»; «Футбольный клуб «Тюмень»; «Хоккейный клуб «Газовик»; «Волейбольный клуб «Тюмень». Мероприятия по освещению спортивных событий и пропаганде здорового образа жизни осуществляет автономная некоммерческая организация «Спортивный меридиан».

Важным фактором устойчивого развития сферы физической культуры и спорта является внедрение эффективной системы управления. В рамках этой работы в регионе осуществлен переход подведомственных учреждений в новую организационно-правовую форму – автономные учреждения, отвечающую реалиям современной рыночной экономики. Результатом стало повышение административной и финансово-экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, конкурентное развитие системы платных услуг, привлечение дополнительных инвестиций. Логичным продолжением этого курса является внедрение системы оплаты труда в зависимости от качества оказываемых услуг, что положительно меняет отношение преподавателей, тренеров и инструкторов к каждому занимающемуся физической культурой и спортом, создает заинтересованность в результатах. Таким образом, создаются стимулы для развития качественно нового сегмента рынка физкультурно-спортивных услуг, ориентированного на реальные потребности населения.

Условием повышения эффективности сферы физической культуры и спорта является совершенствование финансово-экономических отношений, что, с одной стороны, предполагает более четкое определение содержания государственного и муниципального заказов; с другой, – внедрение системы нормативного финансирования деятельности муниципальных образований (в расчете на одного жителя). На основе нормативов выстраиваются межбюджетные отношения, что позволяет оптимизировать расходы и создавать равные возможности для занятий физической культурой и спортом во всех территориях. С целью стимулирования развития физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в муниципальных образованиях региона, разработаны критерии оценки ее эффективности, создан мотивационный фонд, предусматривающий поощрительные выплаты муниципальным образованиям в зависимости от результатов физкультурно-оздоровительной работы с населением.

Социально-экономический потенциал развития физической культуры и спорта в значительной степени определяется тем, насколько успешно будет решена задача продвижения спорта как социально привлекательного и престижного занятия, основанного на понимании населением связи спорта со здоровьем и обоснованности вложения средств в организацию своей физкультурно-оздоровительной активности. Важно стимулировать моду на спортивный отдых и здоровый образ жизни, что во многом зависит от развития системы информационно-пропагандистского сопровождения, в том числе с использованием новых информационных технологий (интернет-порталы, информационные киоски др.). В конечном счете, это еще один фактор доступности физической культуры и спорта.

Востребованность физкультурно-оздоровительных услуг создает благоприятные условия для развития малого спортивного предпринимательства, расширения перечня направлений физкультурно-оздоровительной деятельности, видов прокатного оборудования, исходя из интересов населения всех возрастных и социальных групп.

Без активного участия негосударственного капитала невозможно полностью решить и проблему материально-технической обеспеченности возрастающей физкультурно-спортивной активности населения: актуальным является стимулирование развития спортивной инфраструктуры крупных предприятий и ведомств, а также поиск частных инвесторов, предпринимателей готовых как финансировать строительство новых объектов, так ремонтировать и брать на обслуживание нуждающиеся в восстановлении объекты. Это сотрудничество является продуктивной основой для создания учреждений со смешанным уставным капиталом, в отношении которых возможно снижение налогового бремени, предоставление на льготных условиях земли и помещений в аренду, долгосрочное кредитование, лизинг спортивного оборудования и другие государственные преференции.

Спортивные сооружения и инфраструктура активного отдыха

Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений.

В целях сбалансированного развития материально-технической базы физической культуры и спорта в регионе принята трехуровневая модель обеспеченности спортивными сооружениями, которая определяет оптимальный набор спортивных объектов, необходимых в сельском поселении, муниципальном районе и городском микрорайоне, а также в городском округе для обеспечения массовой физкультурно-спортивной активности населения: 1) сельское поселение – школьный зал и универсальная спортивная площадка; 2) муниципальный район или городской микрорайон (дополнительно) – спортивный комплекс, стадион, лыжная база; 3) городской округ (дополнительно) – бассейн, хоккейный корт с искусственным льдом; а также специализированные спортивные сооружения, исходя из практики подготовки спортивного резерва.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (Пр-2248ГС от 21.10.2008) в Тюменской области разработана и внедрена методика оценки эффективности использования спортивных сооружений, позволяющая производить расчеты, как на уровне области, так и на уровне объединенных муниципальных образований, поселений и применительно к отдельным объектам спортивной инфраструктуры. Суть методики состоит в соотнесении фактической загруженности спортивных сооружений и их мощности.

Показатели эффективности использования имеющейся физкультурно-спортивной инфраструктуры принимаются за основу при планировании реконструкции и строительства новых спортивных сооружений в муниципальных образованиях. При включении в программы для строительства и реконструкции спортивных сооружений учитываются следующие факторы: динамика роста численности регулярно занимающегося физической культурой и спортом населения; обеспеченность основными видами спортивных сооружений (согласно распоряжению Правительства РФ № 1063-р от 03.07.1996 в редакции распоряжения Правительства РФ № 923-р от 13.07.2007); эффективность использования спортивных объектов.

Среднее значение показателя эффективности использования спортивных сооружений в Тюменской области составляет 87,13%. Следует отметить, что во всех городских округах и крупных муниципальных районах показатель эффективности использования спортивных сооружений составляет выше 100%; отставание ряда сельских территорий от среднего значения показателя по области обусловлено спецификой организации образовательного процесса в односменных школах: большинство детей в первой половине находится на уроках, а взрослое население – на местах работы, спортивные объекты в это время не востребованы.

Региональная материально-спортивная база состоит из 3 037 объектов, в том числе: плоскостные сооружения – 1 473, спортивные залы – 819, прочие помещения для занятий – 518, лыжные базы и биатлонные комплексы – 59, бассейны – 58, тиры и стрельбища – 72, дворцы спорта с искусственным льдом – 4, манежи – 2, гребной канал – 1, стадионы – 31.

В 2009 году ведется строительство 31 и реконструкция 8-ми спортивных объектов. В текущем году начата установка модульных конструкций лыжных баз. Данные объекты представляют собой однотипные модульные здания, установленные в непосредственной близости от существующих лыжных трасс. Концептуальное решение конструкции заключается в создании полноценного спортивного сооружения на базе существующих лыжных трасс, не оборудованных павильонами-раздевалками, помещениями хранения, подготовки и выдачи спортивного инвентаря, в максимально короткий срок с минимальными затратами. Конструкции включают две раздевалки с санитарными узлами и душевыми кабинами, помещения для хранения, подготовки и выдачи спортивного инвентаря, помещение тренерской, буфет и гараж. Каждая такая база оснащена всем необходимым оборудованием, в том числе лыжами, бураном и санями к нему для обслуживания лыжных трасс.

С начала действия проекта за счет средств областного бюджета приобретено 19 модульных конструкций лыжных баз для муниципальных образований Тюменской области. В дальнейшем данную схему планируется применить при создании спортивной инфраструктуры по месту жительства, в микрорайонах городов, районных центрах и сельских поселениях в виде мобильных сооружений тренажерных залов, залов настольного тенниса и т.д.

Также с целью стимулирования развития в муниципальных образованиях массового спорта, в частности физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства с 2007 года приобретены и установлены 97 модульных зданий-раздевалок и 31 хоккейный корт. Таким образом, даже в условиях сложной экономической ситуации Правительство Тюменской области продолжает осуществлять значительные капитальные вложения в модернизацию спортивной инфраструктуры.
 
Кадровое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы с населением,
формирование образовательной политики в сфере физической культуры и спорта

Ключевым фактором развития массовой физической культуры и спорта, в том числе детско-юношеского, является наличие квалифицированного тренерско-преподавательского персонала. Проведенный мониторинг кадров сферы физической культуры и спорта показал, что обеспеченность специалистами физической культуры и спорта от нормативной величины (норматив – 26 человек на 10 тысяч населения – установлен распоряжением Правительства РФ № 1063-р от 03.07.1996 в редакции распоряжения Правительства РФ № 923-р от 13.07.2007) составляет 20,1 человек на 10 тысяч населения (всего 2 682 человек), или 77% от нормативной потребности. При этом со средним и высшим профессиональным образованием деятельность осуществляют 2 090 человек, или 78% от общего числа специалистов (из них половина с высшим профессиональным образованием).

С целью обеспечения организаций сферы физической культуры и спорта квалифицированными кадрами и закрепления их на местах, совместно с департаментом образования и науки Тюменской области создана межведомственная комиссия. Также  налажено сотрудничество с ведущими вузами Уральского и Сибирского федеральных округов для обучения специалистов на условиях обязательной (эквивалентной сроку обучения) работы в муниципальных образованиях Тюменской области по полученной специальности.
Долгосрочной целевой программой «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» предусмотрены мероприятия, направленные на содействие профессиональному развитию специалистов сферы физической культуры и спорта:
· курсы повышения квалификации для тренеров-преподавателей спортивных школ, в том числе для тренеров, осуществляющих подготовку спортивного резерва среди спортсменов-инвалидов, инструкторов-методистов центров по месту жительства, педагогов дополнительного образования;
· обучающие семинары и мастер-классы для тренеров-преподавателей, судей по видам спорта, педагогов дополнительного образования, инструкторов-методистов центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, которые проводятся областными федерациями (автомодельный спорт, биатлон, бильярд, бодибилдинг и фитнес, бокс, вольная борьба, гиревой спорт, дзюдо, лыжные гонки, спортивное ориентирование, судомодельный спорт, туризм, хоккей) с приглашением тренеров сборных команд России, судей международной и всероссийской категорий;
· областные смотры-конкурсы среди специалистов, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность (смотр конкурс на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства и учебы; смотр-конкурс на лучшее учреждение дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности; смотр-конкурс среди тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности; конкурс методических материалов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности; конкурс «Мастер педагогического труда по внеурочным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»; конкурс «Спортивная элита»; региональный конкурс «Лучший детский тренер страны»).

Большое значение в укреплении кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта имеет система мер социальной поддержки ведущих спортсменов и тренеров: назначение пожизненных выплат чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр; денежное содержание спортсменов, входящих в составы сборных команд Российской Федерации; учреждение государственных спортивных стипендий; поощрение спортсменов, достигших высоких спортивных результатов и их тренеров; гранты Губернатора Тюменской области на реализацию физкультурно-оздоровительных и спортивных проектов.
 
Физкультурно-оздоровительная работа с населением по месту жительства, реализация ее профилактического потенциала

Наряду с традиционными спортивными организациями (школы, клубы, секции) с 2003 года в каждом муниципальном районе и городском округе Тюменской области действуют центры физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства (далее – Центры), являющиеся первичным звеном организации профилактической деятельности средствами физической культуры и спорта. Основное предназначение этих организаций состоит в обеспечении физкультурно-спортивной занятости и досуга населения во внеучебное и нерабочее время, массовое привлечение к участию в спортивных соревнованиях, конкурсах и праздниках, а также в выявлении и отборе одаренных детей, направления их в спортивные секции для наиболее полного развития способностей. Деятельность Центров существляется инструкторами-методистами, а также студентами, в период прохождения практики и каникулярный период, по участковому принципу: за ними закрепляются спортивные объекты школ, дворовые площадки жилого сектора для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с заинтересованным населением.

Важным фактором привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом является доступность, которая обеспечивается Центрами в нескольких аспектах: временном (занятия организованы для детей и молодежи во внеучебное время, для взрослых – в вечерние часы, после завершения трудового дня, а также в выходные); территориальном (занятия организованы в жилых районах, что минимизирует транспортные потребности и снижает сопутствующие издержки); стоимостном (занятия организованы бесплатно для всех возрастных и социальных категорий населения; на платной основе осуществляется прокат спортивного инвентаря и ряд специальных услуг).

Действенным стимулом повышения интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризации здорового образа жизни является проведение на базе Центров спортивно-массовых мероприятий. Комплекс традиционно проводимых в Тюменской области спортивно-массовых мероприятий включает сельские игры, спартакиады (образовательных учреждений, трудовых коллективов, ветеранов спорта), Паралимпийские игры, соревнования по видам спорта, спортивные праздники и дни здоровья. При организации и проведении мероприятий особое внимание уделяется популяризации физической культуры и спорта как фактора укрепления социального здоровья. Например, численность участников самого массового спортивного мероприятия – областного Дня здоровья, проходящего два раза в год, в 2009 году составила более 180 тысяч человек весной и 300 тысяч человек осенью. С каждым годом увеличивается количество участников областных турниров «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья» и других. Набирает популярность и областной конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»; он имеет решающее значение в развитии семейного активного отдыха, способствует укреплению физического воспитания в системе традиционных семейных ценностей. Ежегодно на территории области проводится более 9 тысяч спортивно-массовых мероприятий муниципального, областного, регионального, российского и международного уровня с общим количеством участников около 600 тысяч человек.

Большое значение имеет совершенствование системы физического воспитания школьников, в Тюменской области в рамках регионального компонента увеличено число занятий физической культурой (3 занятия в неделю). Актуальным направлением этой деятельности является совершенствование форм и методов урочных и внеурочных занятий на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс методик игровых видов спорта, обеспечения соревновательности и индивидуального личностно-ориентированного подхода к занимающимся. Интересной формой проведения спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных учреждениях являются «уроки здоровья», где с детскими коллективами работают известные спортсмены и ветераны спорта, представители органов власти, личным примером показывая положительное отношение к здоровому образу жизни. В рамках развития культуры здоровья реализуются проекты, информирующие подростков о факторах риска, связанных с нездоровым образом жизни (наркоманией, алкоголизмом, курением), и формирующие профилактические модели поведения. В 90 общеобразовательных учреждениях Тюменской области действуют 227 классов добровольной подготовки молодежи к военной службе (более 4,4 тысяч учащихся), в программу которых включены дополнительные элементы физического воспитания – занятия по военно-прикладным и техническим видам спорта, проведение оборонно-спортивных лагерей. Этот опыт демонстрирует удачное сочетание физического и патриотического воспитания, а также является действенным средством профилактики правонарушений среди молодежи.
 
Уровень физкультурно-спортивной активности населения

Созданная в Тюменской области спортивная инфраструктура и кадровый потенциал позволяют вовлекать в занятия физической культурой и спортом как по месту жительства, так и на местах обучения и работы практически все возрастные и социальные группы населения, таким образом формируется единое пространство физкультурно-спортивной активности населения, создаются условия для непрерывного сопровождения жизнедеятельности каждого человека доступными и качественными услугами физичекой культуры и спорта, что имеет большое социальное и профилактическое значение.

В Тюменской области с 2000 года наблюдается положительная динамика развития физкультурно-спортивной активности населения, чему способствует целенаправленная деятельность по модернизации материально-спортивной базы, совершенствованию функционирования физкультурно-спортивных организаций, обеспечению доступности и качества услуг, укреплению кадрового потенциала. Численность населения, занимающегося физической культурой и спортом на регулярной основе, в 2009 году составила 24,8% от общей численности населения, или 331,7 тысяч человек (2008 год – 20,8%, 2007 год – 19,4%), что существенно превышает средние значения показателя по Уральскому федеральному округу (17,5%) и Российской Федерации (15,9%). Главными факторами планомерного роста численности занимающихся являются модернизация и повышение эффективности использования спортивных сооружений, совершенствование деятельности центров физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства, продвижение спортивно-массовых мероприятий, пропагандирующих активный отдых и здоровый образ жизни.

Данные тенденции развиваются на фоне увеличения показателя естественного прироста, а также снижения общей заболеваемости населения, в особенности по видам расстройств, в отношении которых профилактический эффект физической культуры и спорта наиболее выражен (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни костно-мышечной системы, психические расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами). Так, с 2006 года количество зарегистрированных больных среди всего населения с диагнозом, установленным впервые в жизни, (в расчете на 1 000 населения) сократилось на 2,7%, при этом по болезням, в отношении которых профилактический эффект физической культуры и спорта наиболее выражен, сократилось в среднем на 17%. Рассмотрев статистические данные Областного физкультурно-спортивного диспансера, можно отметить, что население, регулярно-занимающееся физической культурой и спортом, в сравнении с населением, физическая активность которого недостаточна, в общем заболевает на 25% меньше, и на 78,3% меньше болезнями, в отношении которых профилактический эффект физической культуры и спорта наиболее выражен. Иными словами, каждый второй житель Тюменской области, не пополнивший статистику заболевших (болезнями системы кровообращения, костно-мышечной системы, наркологическими расстройствами), сохранил свое здоровье благодаря занятиям физической культурой и спортом.
 
Подводя итоги, можно сказать, что работая над развитием физкультурно-оздоровительной активности населения, мы стремимся в полной мере реализовать социально-профилактический потенциал физической культуры и спорта – организовать досуг детей, тем самым снизить риски наркомании и противоправного поведения, укрепить здоровье трудящихся и продлить активную жизнь старшего поколения, создать условия для реабилитации инвалидов.
 
 
Грамотин Д.В. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с населением в условиях инновационного развития страны: опыт тюменской области // Стратегия формирования здорового образа жизни населения: опыт, перспективы развития: сб. материалов науч.-практ. конф. –  Тюмень: «Вектор Бук», 2009. –  С. 16-27.


[1] Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации – 1998: - №3. - С.49-52
[2] Казначеев В.П. Феномен человека. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. – 128 с.
[3] Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. – М.: Минспорттуризм, 2009.
[4] Там же.
[5] Голикова Т.А. Тезисы доклада министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации на президиуме Совета по приоритетным национальным проектам и демографическому развитию при Президенте Российской Федерации, 25 февраля 2009 года. – М.: Минсоцздрав, 2009.

 


Создано: 25.03.2011
Дата обновления : 25.03.2011
Источник: Департамент физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области